История лицея

01.01.2017

   Средняя школа № 25 г. Димитровграда (ныне Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 25 города Димитровграда Ульяновской области) была открыта 30 августа 1966 года. Автор проекта школы – заслуженный архитектор России К. Френкель. На Брюссельской выставке проект удостоился золотой медали.

   За время существования лицей сменил всего 5 директоров. Первый директор школы – Тимошкин Иван Григорьевич. В 1975 году его сменил Будилов Владимир Николаевич. С 1986 года во главе руководства школы – Заслуженный учитель РФ Носова Лидия Анатольевна. С 2010 года лицей возглавляла победитель ПНПО «Лучшие учителя – 2006» Попова Наталья Александровна. В 2014 директором МБОУ Лицей № 25 стала Зотова Ольга Геннадьевна.

   С первых лет в школе открыты классы с углубленным изучением физики и математики. Ученики школы были участниками и призерами российских олимпиад по физике, математике и химии. В школе работали учителя, широко известные в нашей стране: Наумова В. Н., Крылова Т. И., Чернышова А. Г., Фролова Н. П., Гришина К. Д. и многие другие. Благодаря кропотливой работе коллектива педагогов-профессионалов школа получила известность в СССР. С тех пор школа прошла сложный путь развития.

   На каждом этапе становления школы были свои приоритеты, но такие традиции, как преподавание на высоком научном уровне, внедрение новых передовых педагогических технологий, гуманное отношение к детям, ориентация на развитие личности школьника, формирование у детей чувства любви к Отечеству и стремление участвовать в делах общества, продолжаются и развиваются и в наше время

   Средняя школа № 25 всегда находилась в центре педагогических инноваций. В 1977 году были открыты классы, работающие по системе Л.С. Занкова, классы с углубленным изучением иностранного языка с первого класса.

   С 1989 года в школе на III ступени обучения открыт гуманитарный класс с углубленным изучением русского языка, литературы, истории и иностранных языков. С 1993 года профильные классы (физико-математический, гуманитарный и химико-биологический) стали организовываться на II ступени. В 1989 году введено изучение (на всех ступенях обучения) мировой художественной культуры, в творческий опыт школы вошло изучение народных традиций и проведение народных праздников.

   С 1990 года ведется совместная работа с преподавателями различных вузов: ДИТУД, УГПУ им. И. Н. Ульянова, УЛГУ. С 1994 года школа является структурным подразделением УГПУ им. И. Н. Ульянова. В 1995 году школа № 25 получила статус педагогического лицея, на III ступени обучения вводятся программы психолого-педагогического цикла («Основы педагогики», «Основы психологии», «Практическая педагогика и психология», «Организатор детского досуга», «Культура семьи и семейных отношений», «Основы самопознания и культура общения», «Культура жизненного самоопределения»). Педагогический лицей – первое в области образовательное учреждение, поставившее перед собой целью подготовку старшеклассников к семейной жизни, развитию у них стремления к созданию гармоничной здоровой семьи.

   Культурно-историческая среда конца 20-начала 21 веков уникальна. Происходит пол­номасштабная экономическая, социальная, политическая и духовная рево­люция: Россия вступила на путь сложнейших системных преобразований, которые привели в том числе и к качественно­му изменению всей сферы образования: менялись отношения государства, граждан и образовательных институ­тов; внутри образования возникали и развивались независимые профессио­нальные ассоциации; управленческие структуры вынуждены были приспосабливаться к изме­нениям.

  В профессиональной среде возникла невиданная в советское время само­деятельность - инновационное движение. Появились разнообразные виды и типы учебных заведений, развернулось разнообразие программ и учебных планов. Педагогический лицея г. Димитровграда – учреждение нового типа. Инновационная работа ведется в нем с 1995 года, времени вступления в областную программу поисково-исследовательской экспериментальной работы. Педагогический лицей являлся областным научно-методическим центром, Федеральной экспериментальной площадкой. На его базе проводятся городские и областные научно-методические семинары; городские семинары учителей разных профилей; городские и областные школы передового педагогического опыта; проводятся Дни открытых дверей, Творческие отчеты, Дни научно-методического консультирования, Дни научно-методического информирования для преподавателей педагогики, психологии, классных руководителей, заместителей директоров города, области, России.

   Педагогическим лицеем разрабатывается программа эксперимента «Самоопределение старшеклассников в условиях педагогического лицея». Объект исследования: процесс самоопределения в педагогическом лицее. Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в педагогическом лицее, направленный на поддержку личностного и социального самоопределения старшеклассников. На основе программы эксперимента разработан проект «Педагогическое образование в профильной школе», который был представлен на Всероссийском образовательном форуме «Лучшие школы – 2003» и награжден Дипломом форума.

   Одной из форм профильного обучения рассматривается допрофессиональное педагогическое образование, которое является первым этапом в системе непрерывного педагогического образования.

 Допрофессиональное педагогическое образование создает условия не только для развития интереса к педагогической профессии, но и для вхождения учащихся в педагогическую культуру как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферу педагогических ценностей и формирование у них педагогической культуры как личностного свойства будущего родителя, воспитателя, профессионального педагога. Допрофессиональное педагогическое образование способствует решению проблемы личностного и социального самоопределения старшеклассников.

   Теоретической базой проекта являются основные положения личностно ориентированного обучения: человек, развивающаяся личность, рассматривается как цель, результат и главный критерий оценки качества воспитания и образования; содержание образования должно включать то, что необходимо человеку для строения и развития собственной личности, и должно помочь человеку в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, что способствует развитию творческого потенциала личности, обеспечивает самопознание, развитие рефлексии, овладение способами саморегуляции и самоопределения.

   Выстраивание обра­зовательного процесса, ориенти­рованного на развитие индивидуально­сти школьника, его личностное и про­фессиональное самоопределение, осу­ществляется в лицее на основе психоло­го-педагогических рекомендаций. Иде­ология психолого-педагогического со­провождения состоит в том, чтобы не ог­раждать ребенка от трудностей, в част­ности трудности выбора, не решать про­блемы за него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответ­ственного и самостоятельного выбора. В нашей практике психолого-педаго­гическое сопровождение подразуме­вает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуе­мую на основе взаимодействия и со­трудничества всех субъектов образо­вательного процесса: учителей, класс­ных руководителей, социального педа­гога, представителей школьной адми­нистрации, родителей. Вся эта деятельность базируется на психодиагностической информации школьной психологической службы, ее коррекционно-развивающей работе с детьми и психологическом консультиро­вании учеников и родителей по пробле­мам, связанным с профессиональным выбором. В педагогической плоскости эти вопросы разрешаются учителями и классными руководителями.

   В концепции лицея и ее реализации на практике педагогический коллектив исходит из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, предзаданностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Подобная предзаданность во многом определяет сам процесс самоопределения человека, его выбор то­го или иного рода деятельности и средств достижения цели. Поэтому основная задача общего образования состоит в том, чтобы помочь ребенку вы­работать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реа­лизовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего "Я" вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности является одним из основных блоков содержания образования в педагогическом лицее.

   Инновационные разработки и опыт проходили ежегодную экспертизу (с 1996 по 2011 года) Областного экспертного совета и Совета сети федеральных экспериментальных площадок Министерства Образования Российской Федерации при Институте образовательной политики «Эврика», которые отмечали высокий уровень материалов, представляемых образовательным учреждением.

   За время существования лицея сложились определенные традиции: Посвящение в лицеисты, Дни самоуправления, педагогические КВН между командами лицеистов, учителей, студентов УлГПУ, «Защиты» профессий, педагогические конференции, научно-методические семинары, Дни лицеистов. С 1996 года в школе работает научное общество «Логос», в состав которого входят творчески работающие учителя, учащиеся 10-11 классов. Лицеисты и педагоги сотрудничают в научно-методических микрогруппах, старшеклассники пишут курсовые работы, которые защищают на научно-педагогических конференциях разного уровня. Участники НИО «Логос» выступали с исследовательскими работами на областных и российских научно-практических конференциях и занимали призовые места.

   Лицей имеет давние традиции кружковой работы. В течение многих лет существуют танцевальные кружки, кружок росписи по дереву «Умельцы», хоровая студия. Учащиеся школы – призеры областных и российских конкурсов. Среди учеников лицея – участники народного коллектива «Гармония», Лауреаты международных танцевальных конкурсов - группа «Дуэт», призеры общероссийского конкурса «Юные дизайнеры», обладатели гран-при и победители музыкального конкурса «Новые имена», победители общероссийских спортивных состязаний по различным видам спорта, члены олимпийской сборной России по художественной гимнастике.

   Стало закономерностью, что выпускники лицея становятся студентами престижных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска и других городов, многие из них имеют ученые степени, являются общепризнанными авторитетами в разных областях науки и культуры.

  Педагогический лицей – участник профессиональных конкурсов. В 2000 году лицей занял второе место в областном конкурсе «Школа года-2000".

   В апреле 2003 года лицей участвовал в Общероссийском конкурсе-форуме «Школа года-2003» с презентацией проекта «Педагогическое образование в профильной школе», награжден Дипломом Министерства образования РФ.

    В апреле 2004 года в рамках конференции «Эврика-Авангард-2004» педагогический лицей вступил в конкурсы «Знак качества образования» и «Школа года-2004», награжден Дипломами конкурсов.

   2005, 2007 и 2011 гг. – лицей – участник Международной выставки инновационных образовательных проектов при УИПК ПРО, награжден сертификатами выставки.

   2006 год – Педагогический лицей – победитель Всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие школы России-2006», награжден грантом Президента РФ.

   2011 год – Педагогический лицей – победитель Областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные проекты в номинации «Одаренные дети», награжден грантом Губернатора области.

   2011 год – Педагогический лицей – победитель Областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные проекты в статусе ресурсных школ, награжден грантом Губернатора области.

   В 2015 году Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 25 города Димитровграда Ульяновской области" стало финалистом  конкурса школ, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома» в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования.

   Учиться в МБОУ Лицей № 25 всегда было и будет престижно. 

   Добро пожаловать!

Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».